Иван Андреевич Крылов: жизнь и творчество великого баснописца 📚

Иван Андреевич Крылов навсегда вошел в историю русской литературы как создатель самобытного мира басен, которые до сих пор цитируют миллионы людей. Этот удивительный человек прожил долгую и насыщенную жизнь, оставив после себя богатейшее литературное наследие — 236 басен, множество пьес и сатирических произведений. Родившись в бедной семье армейского офицера, Крылов своим талантом и упорством сумел подняться до вершин литературной славы, став одним из самых читаемых и любимых русских авторов.

Современники называли Ивана Андреевича «русским Эзопом» за его мастерство в создании поучительных историй с глубоким философским подтекстом. Басни Крылова стали неотъемлемой частью русской культуры, а многие выражения из них превратились в крылатые фразы и пословицы. Творчество великого баснописца оказало огромное влияние на развитие русского литературного языка и продолжает вдохновлять новые поколения читателей.

  1. Ранние годы и семья 👶
  2. Первые шаги в литературе 📝
  3. Журналистская деятельность и сатирические журналы 📰
  4. Годы странствий и переосмысления 🚶‍♂️
  5. Путь к басенному творчеству 🦉
  6. Триумфальное признание 🏆
  7. Особенности творческого метода 🎭
  8. Тематика и идейное содержание басен 💭
  9. Языковое новаторство и влияние на русскую литературу 📖
  10. Личность и характер баснописца 🎭
  11. Служба в Императорской публичной библиотеке 📚
  12. Последние годы жизни и творческое наследие 🌅
  13. Память о великом баснописце 🗿
  14. Выводы и рекомендации 📋
  15. Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓

Ранние годы и семья 👶

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова. Отец будущего баснописца был драгунским капитаном, который проявил героизм во время подавления восстания Емельяна Пугачева. Несмотря на скромное материальное положение семьи, Андрей Прохорович владел обширной библиотекой, что позволило сыну заниматься самообразованием с раннего возраста.

Семья Крыловых часто переезжала с места на место из-за военной службы отца, что создавало определенные трудности в получении систематического образования. Исследователи до сих пор спорят о точном месте рождения писателя — есть версия, что он родился где-то в Заволжье, а не в Москве. Детские годы Ивана прошли на Урале и в Твери, где семья обосновалась после того, как отец оставил военную службу в 1775 году.

В Твери Андрей Прохорович устроился работать мелким чиновником, что дало ему возможность обеспечить сыну неплохое образование. Иван учился вместе с детьми в семье тверского губернатора, где получил основы знаний по арифметике, иностранным языкам и литературе. Особенно хорошо он освоил французский язык, который изучал с помощью богатых соседей.

Трагическим поворотом в жизни семьи стала смерть отца в 1778 году, когда Ивану было всего 10 лет. Семья оказалась в крайне тяжелом материальном положении, и будущему писателю в одиннадцатилетнем возрасте пришлось устроиться на работу подканцеляристом при тверском магистрате, чтобы поддерживать семью.

Первые шаги в литературе 📝

В 1777 году юный Крылов был официально записан в гражданскую службу подканцеляристом калязинского нижнего земского суда, а затем тверского магистрата. Несмотря на раннее начало трудовой деятельности, Иван не оставлял попыток самообразования. Он активно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки, восполняя отсутствие систематического образования.

В конце 1782 года четырнадцатилетний Крылов переехал в Петербург, где поступил на службу канцеляристом в Казенную палату. Северная столица произвела на любознательного юношу сильное впечатление, открыв перед ним новые возможности для творческого развития. К 15 годам он стал пылким театралом, проводя все свободное время за кулисами и заводя знакомства среди артистов.

Первым литературным произведением Крылова стала комическая опера «Кофейница», написанная в 1782 году, когда автору было всего 15 лет. В этом произведении он живо изобразил нравы провинциальных крепостников, продемонстрировав остроумие и демократизм, отвечавшие духу времени. Успех первой работы вдохновил молодого автора на создание новых произведений.

В 1780-х годах Крылов создал трагедии «Филомена» и «Клеопатра», написанные в стиле французских классических драм. Также из-под его пера вышли комические оперы «Бешеная семья» и «Проказники», а также прозаические комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники», посвященные нравам в литературной среде. Одна из его опер, «Сочинитель в прихожей», была поставлена на сцене уже в 1786 году.

Журналистская деятельность и сатирические журналы 📰

После первых литературных успехов Крылов оставил государственную службу и полностью сосредоточился на творческой деятельности. В 1789 году он начал издавать юмористический журнал «Почта духов», в котором смело обличал представителей государственной власти во взяточничестве и нарушении законов. Это издание стало важным этапом в развитии русской сатирической журналистики.

С 1789 по 1793 год Крылов вместе с друзьями издавал сатирические журналы: «Утренние часы», «Почта духов», «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях публиковались его первые басни, которые отличались гротескными и комическими зарисовками современных нравов. Произведения Крылова не щадили никого — там содержалось множество намеков на порядки двора, коррупцию в империи и порчу нравов.

Особенно резко автор выступил в «Похвальной речи в память моему дедушке» (1792), где ударил по помещичьей привычке дорожить собаками и лошадьми больше, чем крепостными. Через три года Иван Андреевич начал работать над новым печатным изданием — сатирическим журналом «Зритель». Эти издания имели заметное влияние на формирование общественного мнения и развитие критической мысли в России.

В 1793 году на фоне борьбы с якобинством журнал «Меркурий» был закрыт, и Крылов, попавший под негласный надзор полиции, на долгие годы оставил сочинительство. Это вынужденное молчание продлилось почти десять лет и стало переломным моментом в творческой биографии писателя.

Годы странствий и переосмысления 🚶‍♂️

После закрытия журнала Крылов оказался в сложном положении. В 1797 году он познакомился с князем Сергеем Федоровичем Голицыным, который предложил ему должность преподавателя для детей и личного секретаря. Иван Андреевич жил то в столицах, то в провинции, несколько лет занимал должность личного секретаря у князя Голицына.

В эти годы Крылов получил известность как удачливый карточный игрок, выигрывавший значительные суммы. Современники отмечали его способность к математическим расчетам и психологическому анализу противников за карточным столом. Однако литературной деятельностью он почти не занимался, лишь изредка создавая новые произведения.

Именно в этот период произошло важное переосмысление жизненных взглядов будущего баснописца. Идеалистические просветительские взгляды поэта потерпели крах в конце царствования Екатерины II. Крылов пришел к выводу, что писатель не в силах переделать вековечные устои общества, и все, что ему остается — иронично-отстраненный взгляд на действительность.

Вместо рыцарского благородства у него появилась благоразумная практичность, вместо книжной мудрости — трезвомыслие. Эта внутренняя трансформация стала основой для будущего расцвета его творчества в жанре басни. Крылов научился видеть жизнь без романтических иллюзий, что позволило ему создать произведения, отличающиеся глубокой мудростью и пониманием человеческой природы.

Путь к басенному творчеству 🦉

Настоящий поворот в творческой судьбе Крылова произошел в 1805 году, когда он показал поэту-сентименталисту Ивану Ивановичу Дмитриеву свои переводы двух басен французского баснописца Жана де Лафонтена. Дмитриев, сам известный баснописец той эпохи, не только одобрил работы Крылова, но даже обрадовался появлению конкурента, сказав, что тот наконец-то нашел «истинный род» занятий.

Начинал Иван Андреевич действительно с переводов басен Лафонтена, но постепенно перешел к созданию оригинальных произведений. Знание и художественный подход к народному языку, склонность к насмешке определили новое творческое амплуа Крылова — баснописец. Со временем он также начал переводить произведения древнегреческого поэта-баснописца Эзопа.

В 1805 году Крылов увлекся жанром басни всерьез — сначала мастерским переложением произведений античных и западных авторов, затем самостоятельным сочинением. Его подход к этому жанру отличался от предшественников глубоким пониманием народной психологии и умением выразить сложные идеи простым, понятным языком.

Первые басни Крылова были опубликованы в литературных журналах и сразу же привлекли внимание читателей. Критики отмечали особый талант автора в создании ярких, запоминающихся образов и его способность вкладывать в простые истории глубокий философский смысл. Успех первых публикаций убедил Крылова в правильности выбранного направления.

Триумфальное признание 🏆

В 1809 году из печати вышел первый сборник басен Крылова, состоящий из 23 произведений. Среди них были такие знаменитые басни, как «Слон и Моська», «Петух и жемчужное зерно», «Ворона и Лисица». Сборник имел оглушительный успех и пользовался огромной популярностью среди читателей всех социальных слоев.

С этого момента начинается настоящий творческий взлет Ивана Крылова. Его басни становятся темами для обсуждения в литературных салонах начала XIX века, а сам автор получает признание как выдающийся мастер слова. Ни один русский поэт до Крылова еще не получал столь массового общественного признания.

После успеха первого сборника Крылов вернулся к государственной службе. Сначала он поступил на заметную должность в Монетный департамент, а через два года, в 1812 году, перешел в Императорскую публичную библиотеку, где проработал до 1841 года. Работа в библиотеке позволила ему заниматься любимым делом — литературой — и одновременно иметь стабильный доход.

В дальнейшем Крылов писал исключительно басни, где в полной мере раскрылся его талант наблюдательного рассказчика и мудрого сказителя. Всего им было написано 236 басен, которые вошли в девять прижизненных сборников, выходивших с 1809 по 1843 год. Каждое новое издание ожидалось публикой с нетерпением и неизменно становилось литературным событием.

Особенности творческого метода 🎭

Басни Крылова отличались от произведений его предшественников прежде всего своим «мужицким» просторечным стилем, который стал объектом жаркой литературоведческой дискуссии. В итоге новаторство Крылова было признано критикой, а его произведения заняли достойное место среди шедевров русской литературы. Современники отмечали, что у автора был «живописный способ выражаться», а его язык можно было сравнить с живописью.

Богатство художественного языка Крылова сформировалось под влиянием литературных тенденций XVIII века и на основе прекрасного знания писателем тонкостей народной разговорной речи. Впечатления от чтения его басен таковы, что они написаны талантливым человеком из простонародья. Крылов мастерски использовал просторечные выражения, пословицы и поговорки, создавая яркие и запоминающиеся образы.

Крылов имел удивительную способность наблюдать за людьми и подмечать их характерные черты. В юности он увлекался кулачными боями, из которых благодаря своей силе часто выходил победителем. Это увлечение развивало не только его физические способности, но и помогало изучать народный быт и нравы. Он посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где с жадностью прислушивался к речам простолюдинов.

Литературоведы отмечают две основные особенности басен Крылова: невероятно богатый на афоризмы язык и «народность» героев. Высмеивая пороки людей в образах различных животных, баснописец вывел на страницах своих произведений русский характер и все присущие ему черты. Введение в оборот обыденной лексики и разговорной речи позволило автору избавиться от налета книжности, придать повествованию живое дыхание, искромётный юмор и непринужденную иронию.

Тематика и идейное содержание басен 💭

Предметом сатиры в текстах Крылова были самые разнообразные явления современной ему жизни. Политические события нашли отражение в таких баснях, как «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», посвященных войне с Наполеоном. Разлагающиеся «устои» общественной жизни высмеивались в произведениях «Водолазы», «Сочинитель и Разбойник», «Волк и Ягненок».

Крылов смеялся над чванством в басне «Гуси», над увлечением иностранцами в «Обезьянах», над уродливым воспитанием в «Воспитании Льва». Мотовство, непрактичность, невоспитанность и многие другие человеческие пороки становились объектами его сатирического таланта. Большинство басен были написаны в ответ на события в стране и столице, и автор вполне прозрачно доносил свои мысли в аллегориях.

Крылов мастерски использовал аллегорию, чтобы обойти цензурные ограничения и донести до читателей свои мысли о современных проблемах. Он не вступал в открытую полемику с властями, но его басни содержали множество намеков, которые современники прекрасно понимали. Это делало его произведения особенно популярными среди читателей, которые находили в них отражение собственных мыслей и настроений.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, в которых он размышляет о роли искусства и литературы в обществе. В таких произведениях, как «Квартет», автор иронизирует над дилетантизмом и самомнением людей, не имеющих настоящего таланта. Эти басни отражают взгляды Крылова на важность профессионализма и мастерства в любой деятельности.

Языковое новаторство и влияние на русскую литературу 📖

Безусловно, главным достижением Крылова стали басни, в которых Ивану Андреевичу удалось, выражаясь словами Николая Васильевича Гоголя, выразить народный взгляд на вещи («чисто русский сгиб ума»). Собрание басен Крылова сам Гоголь оценил как «книгу мудрости самого народа». Критик Виссарион Белинский назвал Крылова «гениальным человеком, создавшим русскую басню».

По существу, наряду с Николаем Михайловичем Карамзиным и Александром Сергеевичем Пушкиным, Крылов стал «обновителем» русского литературного языка, оказавшись у истоков величайшего расцвета отечественной литературы. Его вклад в развитие русской словесности трудно переоценить — он показал, что высокая литература может говорить языком народа, не теряя при этом своей художественной ценности.

Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок. Из них в наш язык пришло множество крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы. Такие фразы, как «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Хоть видит око, да зуб неймет», стали неотъемлемой частью русского языка.

Многие басни Крылова благодаря афористичности и меткости образов стали настолько известны, что разлетелись на цитаты. Самые популярные из них удостоились экранизации: в 1913 году режиссер Владислав Старевич снял первый мультфильм «Стрекоза и муравей», а в последующие десятилетия появились мультфильмы «Слон и Моська», «Синица», «Квартет», «Ворона и лисица» и многие другие.

Личность и характер баснописца 🎭

Современники оставили яркие воспоминания о личности Ивана Андреевича Крылова. Мемуарист Филипп Вигель называл его человеком, наделенным множеством талантов — поэтом, хорошим музыкантом и математиком. Крылов не переставал учиться даже в очень преклонном возрасте, когда освоил древнегреческий язык. Эта любовь к знаниям и постоянное стремление к самосовершенствованию были характерными чертами его натуры.

Иван Сергеевич Тургенев оставил выразительный портрет Крылова последних лет жизни, встретив знаменитого баснописца в доме петербургского литератора. Тургенев вспоминал: «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице — а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться».

Крылов был человеком со сложным и противоречивым характером. С одной стороны, он мог быть общительным и остроумным, с другой — замкнутым и недоступным. Современники отмечали его способность к глубокому анализу человеческих характеров и ситуаций, что и позволило ему создать такие психологически точные басни. Он не признавал авторитетов, свободно общался с царственными особами и стал одним из самых богатых литераторов своего времени.

У Крылова были и весьма оригинальные привычки и увлечения. Он любил смотреть на огонь и часто останавливался возле пожаров, чтобы посмотреть, как горят здания. Современники также отмечали его любовь к хорошей еде и способность съедать невероятное количество пищи за один присест. Эти особенности создавали вокруг него ореол чудачества, который только усиливал интерес к его личности.

Служба в Императорской публичной библиотеке 📚

Работа в Императорской публичной библиотеке стала важным этапом в жизни Крылова. Он поступил туда в 1812 году и проработал до 1841 года, то есть почти 30 лет. Эта служба давала ему стабильный доход и возможность заниматься любимым делом — литературой. В библиотеке он занимался составлением каталогов, работой с рукописями и обслуживанием читателей.

Коллеги по службе отмечали добросовестность и профессионализм Крылова в библиотечном деле. Он проявлял глубокие знания в различных областях литературы и науки, что делало его ценным сотрудником. Работа в библиотеке также давала ему доступ к обширным книжным фондам, что способствовало его дальнейшему самообразованию и творческому развитию.

В 1811 году Крылов был избран действительным членом Российской академии, а после ее упразднения стал ординарным академиком Петербургской академии наук в 1841 году. Эти высокие академические звания подтверждали признание его заслуг в области литературы и русского языка. Членство в академии также давало ему определенный социальный статус и материальные привилегии.

Служба в библиотеке позволила Крылову сочетать практическую работу с творческой деятельностью. Он продолжал писать басни, которые публиковались в новых сборниках с неизменным успехом у читателей. Библиотечная среда способствовала его контактам с другими писателями и учеными, что обогащало его творчество новыми идеями и впечатлениями.

Последние годы жизни и творческое наследие 🌅

В последние годы жизни Крылов стал настоящей знаменитостью, его басни знали наизусть в самых различных слоях общества. Современники с почтением относились к «дедушке Крылову», как его часто называли. Он продолжал работать над новыми баснями, совершенствуя свое мастерство и создавая все более совершенные произведения.

Крылов никогда не был женат и не имел официальных детей, хотя в его жизни были романтические отношения. Он вел довольно замкнутый образ жизни, предпочитая общество книг и близких друзей светским развлечениям. Материальное положение писателя в последние годы было весьма комфортным благодаря популярности его произведений и стабильной службе.

Иван Андреевич Крылов скончался 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге в возрасте 75 лет. Его смерть стала значительной утратой для русской литературы и культуры. Похороны великого баснописца превратились в общенародное прощание, на которое пришли тысячи людей из всех слоев общества.

После смерти Крылова его басни не утратили своей популярности, а наоборот, стали еще более востребованными. Они переведены на более чем 50 иностранных языков и продолжают переиздаваться по всему миру. Творческое наследие Крылова остается живым и актуальным, его басни по-прежнему учат мудрости и помогают понять сложности человеческих отношений.

Память о великом баснописце 🗿

Память об Иване Андреевиче Крылове увековечена во множестве памятников и мемориалов по всей России. Самый известный из них — бронзовый памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга, где великий баснописец стоит в окружении героев своих произведений. Этот памятник стал одним из символов города и местом паломничества для поклонников его творчества.

Имя Крылова носят улицы во многих российских городах, его именем названы театры, библиотеки и школы. В Твери, где прошли детские годы писателя, действует музей И.А. Крылова. Ежегодно в различных городах проводятся фестивали и конкурсы, посвященные творчеству великого баснописца.

Произведения Крылова остаются обязательными для изучения в школьной программе по литературе. Многие поколения российских школьников выучили наизусть его басни и познакомились с мудростью, заложенной в простых, но глубоких историях. Педагоги отмечают особую воспитательную ценность басен Крылова, которые помогают формировать нравственные качества у молодого поколения.

В современном мире басни Крылова продолжают находить новые формы воплощения. Они экранизируются, ставятся в театрах, адаптируются для различных медиа-платформ. Цифровые технологии открывают новые возможности для популяризации творчества великого баснописца среди современных читателей.

Выводы и рекомендации 📋

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова представляют собой яркий пример того, как талант, упорство и любовь к слову могут преодолеть любые жизненные трудности. Родившись в бедной семье и лишившись отца в раннем возрасте, он сумел стать одним из самых значительных русских писателей и оставить неизгладимый след в мировой литературе.

Творческий путь Крылова показывает важность постоянного самообразования и поиска своего истинного призвания. Пройдя через увлечение драматургией и журналистикой, он нашел себя в жанре басни, где смог в полной мере раскрыть свой уникальный талант. Его пример вдохновляет на то, что никогда не поздно найти свое истинное предназначение и достичь в нем совершенства.

Басни Крылова остаются актуальными и сегодня, поскольку человеческие пороки и достоинства не изменились за прошедшие века. Современным читателям стоит обращаться к его произведениям не только как к классическим образцам русской литературы, но и как к источнику житейской мудрости и нравственных ориентиров.

Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓

Когда и где родился Иван Андреевич Крылов?

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова.

Сколько басен написал Крылов?

Иван Андреевич Крылов написал 236 басен, которые были изданы в девяти прижизненных сборниках с 1809 по 1843 год.

Почему Крылова называют «русским Эзопом»?

Крылова называют «русским Эзопом» за его мастерство в создании поучительных басен с глубоким философским подтекстом, подобно древнегреческому баснописцу Эзопу.

Какое образование получил Крылов?

Крылов не получил систематического образования, но занимался самообразованием, изучая литературу, математику, французский и итальянский языки. В детстве он учился вместе с детьми тверского губернатора.

Когда Крылов начал писать басни?

Крылов начал серьезно заниматься басенным творчеством с 1805 года, когда показал свои переводы басен Лафонтена поэту И.И. Дмитриеву.

Что означает выражение «А ларчик просто открывался»?

Это выражение из басни Крылова «Ларчик» означает, что решение проблемы было простым, но люди искали сложные способы, не замечая очевидного.

Где работал Крылов в последние годы жизни?

С 1812 по 1841 год Крылов работал в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Какие журналы издавал Крылов?

В 1789-1793 годах Крылов издавал сатирические журналы «Почта духов», «Зритель», «Утренние часы» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

Был ли Крылов женат?

Крылов никогда не был официально женат и не имел детей, хотя в его жизни были романтические отношения.

Какие крылатые выражения пришли из басен Крылова?

Из басен Крылова пришли такие выражения, как «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник».

Когда умер Крылов?

Иван Андреевич Крылов скончался 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге в возрасте 75 лет.

Какие награды и звания получил Крылов?

Крылов был действительным членом Российской академии (с 1811 года), а после ее упразднения стал ординарным академиком Петербургской академии наук (с 1841 года).

Чем занимался Крылов до того, как стал баснописцем?

До басенного творчества Крылов писал драматические произведения (комедии, трагедии, оперы), издавал сатирические журналы и работал государственным служащим.

Какие басни Крылова самые известные?

Среди самых известных басен Крылова — «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».

Переведены ли басни Крылова на другие языки?

Да, басни Крылова переведены на более чем 50 иностранных языков и продолжают переиздаваться по всему миру.

Что говорили о Крылове его современники?

Современники называли Крылова человеком многих талантов — поэтом, музыкантом, математиком. Гоголь оценил его басни как «книгу мудрости самого народа».

Где можно увидеть памятник Крылову?

Самый известный памятник Крылову находится в Летнем саду Санкт-Петербурга, где он изображен в окружении героев своих басен.

Как басни Крылова повлияли на русский язык?

Басни Крылова обогатили русский язык множеством крылатых выражений, которые стали пословицами и поговорками, а сам автор стал одним из создателей современного русского литературного языка.

Экранизировались ли басни Крылова?

Да, многие басни Крылова были экранизированы. Первый мультфильм «Стрекоза и муравей» был снят в 1913 году, а затем создано множество других анимационных фильмов по его произведениям.

В чем особенность языка басен Крылова?

Особенность языка басен Крылова заключается в использовании народной речи, просторечных выражений и пословиц, что придало его произведениям особую живость и близость к читателю.

Просмотров: 727 👁️ | Реакций: 80 ❤️

Оставить комментарий