Григорий Журавлев: безрукий иконописец, покоривший царскую семью 🎨

В истории русского искусства есть удивительные личности, которые вопреки всем обстоятельствам смогли достичь невероятных высот. Одним из таких людей стал Григорий Николаевич Журавлев — иконописец, который творил шедевры, держа кисть в зубах. Родившийся без рук и ног в далёком самарском селе, он не только стал признанным мастером иконописи, но и удостоился личной аудиенции у императора Александра III, получив пожизненную пенсию от царской семьи.

  1. Рождение и детство великого мастера 👶
  2. Образование и первые шаги в искусстве 📚
  3. Путь к иконописному мастерству 🎭
  4. Признание таланта и первые заказы 🌟
  5. Роспись Троицкого храма в Утёвке ⛪
  6. Работа для императорской семьи 👑
  7. Художественные особенности работ мастера 🎨
  8. Распространение икон по России и миру 🌍
  9. Последние годы жизни и смерть 🕊️
  10. Духовное наследие и современность 📿
  11. Музей Григория Николаевича Журавлёва 🏛️
  12. Искусствоведческая оценка творчества 📊
  13. Влияние на современное искусство 🎭
  14. Заключение и рекомендации 💡
  15. Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓

Рождение и детство великого мастера 👶

Григорий Николаевич Журавлев появился на свет в 1858 году в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской. Рождение мальчика стало настоящим испытанием для семьи — он был инвалидом с детства, имел атрофированные ноги и руки. Мать так убивалась от горя, что хотела умертвить себя и младенца, однако помешал этому дед новорождённого — Пётр Васильевич Трайкин, который взял мальчика на воспитание.

Дед сыграл ключевую роль в становлении будущего иконописца Григория Журавлева. Он не стал прятать ребёнка от мира, позволяя ему выползать во двор и даже на улицу, где Гриша быстро влился в компанию сверстников. Мальчик любил смешить ребят — взяв в зубы кнут, щёлкал им, как заправский пастух, или зажатой во рту веточкой выводил на земле фигуры людей и животных.

Первые признаки художественного таланта у Григория Журавлева проявились очень рано. Ещё будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал всё, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели.

Образование и первые шаги в искусстве 📚

В 9 лет Григорий Журавлев стал посещать школу благодаря земскому учителю Троицкому, который однажды застал его за рисованием и попросил родных приносить мальчика в школу. Дед отвозил и забирал внука из школы, и таким образом Григорий посещал её два года до смерти деда. Учёба мальчику давалась легко — он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

После смерти деда Григорий Журавлев стал учиться на дому самостоятельно, в чём ему большую помощь оказывал всё тот же учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием. У него в доме со временем скопилась самая крупная в селе библиотека.

Григорий Николаевич Журавлев научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он создавал и свои картины. Через два года он стал первым грамотеем на селе, помогая соседям — писал за них письма и прошения, никогда никому не отказывая. А на досуге, крепко стиснув зубами карандаш, рисовал — коров и собак, деда и старшего брата Афанасия.

Путь к иконописному мастерству 🎭

В 22 года Григорий Журавлев закончил Самарскую мужскую гимназию и возвратился в Утёвку. Самостоятельно изучив черчение, анатомию человека и другие необходимые художнику дисциплины, он стал писать на заказ иконы. Больше всего Грише хотелось писать именно иконы — он чувствовал, что это его настоящее призвание, что сам Господь наделил его даром.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, брат отвёз его в Самару к местной знаменитости — художнику по фамилии Травкин. Необычный ученик поразил живописца своим талантом. После всего лишь пяти дней обучения он дал Журавлёву характеристику: «иконы пишет совершенно удовлетворительно».

Освоить профессию Григорию Журавлеву помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил доски для икон (иконы пишутся на дереве) и смешивал краски, бабушка подбирала кисти. Несколько лет Гриша работал «в стол», а потом решил показать, что получилось, людям.

Признание таланта и первые заказы 🌟

Отец отвёз несколько работ Григория Журавлева в Самару, где «живые иконы», написанные в простонародной манере, понравились чиновникам. Григорию Журавлеву стали поступать заказы, губернское земское собрание назначило художнику ежегодную пенсию 60 рублей. Спрос на крестьянские иконы рос, и у Журавлева даже появились подмастерья.

«Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам. Заказов было много: без его икон не обходились ни одна свадьба, ни один праздник. Скоро по всей округе о нём заговорили, как об иконописце, равных которому надо ещё поискать. Григорию Николаевичу заказывали иконы богатые и знатные люди, храмы и даже самарский губернатор.

Журавлевские иконы имели одинаковые подписи мастера, где сообщались его имя, фамилия, сословие, место проживания и главное — способ работы над иконой («писал зубами»). Иногда добавлялось, что иконописец «безрукий и безногий». Подпись была нужна, так как художник понимал, что его подпись придавала дополнительную немалую часть ценности образа.

Роспись Троицкого храма в Утёвке ⛪

Самой значительной работой Григория Журавлева стала роспись храма в его родном селе. В 1885 году в Утёвке началось строительство большого Троицкого храма, и Григорий Журавлев несколько лет подвизался на росписи стен. В марте 1884 года уполномоченные Утёвского сельского общества И. Давыдов и П. Трайкин подали прошение Епископу Самарскому и Ставропольскому о строительстве в селе новой каменной церкви во имя Святой Троицы.

Односельчане вспоминали, как его, маленького, словно младенца, в специальной люльке поднимали на высоту 25-ти метров. Так он работал целый день, создавая фрески, которые прославили утёвский храм на всю губернию. Целые дни проводил он в церкви, на специально созданных для него «подмостках».

О том, чего стоил художнику этот труд, знали лишь его родные. По вечерам сестра накладывала Григорию на лицо горячие компрессы, чтобы разжать сведённые судорогой челюсти, в которых он держал кисть. Журавлев со своими учениками произвёл роспись Троицкой церкви в родном селе. До нашего времени сохранилась часть росписей: Святая Троица (в куполе), святой Иоанн Богослов, святой Андрей Первозванный.

Работа для императорской семьи 👑

В 1884 году Григорий Журавлев попросил губернатора передать икону Святителя Николая Чудотворца цесаревичу Николаю, будущему императору. Цесаревич принял подарок, а вскоре император Александр III пригласил Журавлева на аудиенцию. Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома, и Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург, где всех удивил своим искусством.

Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Полотно не сохранилось, однако в архиве есть документы, которые указывают, что позже Александру III подарили икону кисти Григория, которую тот писал по заказу самарских дворян «в память о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года».

Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом. Иконописец работал для императора в течение года, а после император назначил ему пожизненное содержание и повелел выдать художнику коня-иноходца.

Художественные особенности работ мастера 🎨

Журавлев владел кистью не хуже своих сотоварищей — провинциальных иконописцев, это признают все исследователи. Его лучшие работы имеют сакральную ценность и сами по себе, а не только как созданные необычным способом. Журавлев писал короткими мазками в тех случаях, когда обычный художник писал бы без отрыва кисти.

Складки одежд у него излишне крупны и контрастны, они слабо соотносятся с формами тела, что, впрочем, вообще свойственно живописцам, не получившим академического образования. При наличии общих признаков, журавлевские иконы отличаются друг от друга по манере, а иногда и по художественному качеству.

В журавлевских иконах «Святитель Лев, папа Римский», «Благоверный князь Александр Невский», «Святитель Алексий, Митрополит Московский», «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», в росписях храма Святой Троицы в Утёвке можно видеть то качество, которое современники Журавлева называли «величественным благолепием». Лики с крупными правильными чертами высветлены, фигуры статичны и монументальны, цвета тяготеют к локальным.

Распространение икон по России и миру 🌍

Иконы Григория Журавлёва разлетелись по всей России, и даже за её пределы. Один из написанных им образов был обнаружен в 1963 году в Сербии, тогда входившей в состав Югославии. На нём была подпись: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утеевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

Сербский искусствовед и реставратор Здравко Каймакович обнаружил икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в православном храме небольшого боснийского села Пурачицы. Среднего размера, выполненная на толстой липовой доске масляными красками, икона поражала тонкостью письма и необыкновенным внутренним светом. Это был подлинный шедевр.

В 1892 году в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона святителя Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва. Икона святителя Николая Чудотворца кисти Григория Николаевича хранилась в Царской семье.

Последние годы жизни и смерть 🕊️

В эти годы только по просьбе самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева Григорий Журавлёв написал более десяти икон. Журавлев также писал портреты односельчан. Два из них представлены на выставке — молодого человека Ивана Соловьева и зрелого мужчины Тимофея.

Григорий Журавлев написал еще одну необычную картину — исследователи называют её «Утёвской мадонной»: «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но всё же она воспринимается как икона».

Григорий Николаевич Журавлёв скончался 15 февраля 1916 года в том же селе Утёвка, где и родился. Больше ста лет место захоронения безрукого иконописца описывали только по воспоминаниям современников. Но специалисты ГБУК «Наследие» несколько месяцев проводили археологические раскопки и нашли настоящую могилу Журавлёва.

Духовное наследие и современность 📿

Иконы Григория Журавлёва — молитвенные. За простенькой техникой иконописца стоит большой духовный опыт мастера. В искусствоведении ещё не придумали такого термина, как «боговдохновенность», но именно это делает журавлевские иконы большим не только художественным, а скорее духовным событием.

Журавлев стремится передать кротость и благожелательность изображаемых святых, что особенно хорошо заметно в его рисунках. Сам Журавлёв подарил императору Александру III икону святителя Николая Чудотворца с подписью: «Я не имею рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога».

Музей Григория Николаевича Журавлёва 🏛️

В настоящее время в селе Утёвка действует Музей Григория Николаевича Журавлёва, который представляет экспозицию, посвящённую жизни и творчеству великого иконописца. Музей является важным центром изучения и популяризации наследия мастера.

В 2021 году исследователи и краеведы узнали много нового о биографии талантливого русского художника и иконописца Григория Журавлева. Продолжаются работы по изучению его творческого наследия и поиску новых произведений мастера.

Искусствоведческая оценка творчества 📊

Копирование играло важную роль в творческом методе мастера. Оно было свойственно иконописанию издревле и носило не только практический, но и сакральный характер. Причины различий в работах Журавлева могут быть различны: во-первых, мастер совершенствовался по мере накопления опыта, и его живопись менялась; во-вторых, иконописцы обычно более тщательно выполняли важные дорогие заказы, а для рядовой работы пользовались скорописными приёмами.

Возможно и участие учеников, хотя это было скорее исключением, чем правилом. Наконец, оригиналы, которыми пользовался Журавлев, были весьма неоднородны. Можно его иконы не по клейму, а по стилю отличить от икон его современников — провинциальных живописцев.

Влияние на современное искусство 🎭

История Григория Журавлева стала источником вдохновения для многих современных художников и деятелей искусства. Его пример показывает, что физические ограничения не являются препятствием для творческого самовыражения и достижения высот в искусстве.

Творчество иконописца Григория Журавлева продолжает изучаться искусствоведами и историками искусства. Его работы представляют не только художественную, но и историческую ценность, отражая особенности провинциальной иконописи конца XIX — начала XX века.

Заключение и рекомендации 💡

Григорий Николаевич Журавлёв — выдающийся пример человеческого духа, который не сломился перед физическими ограничениями. Его жизнь и творчество показывают, что талант и вера могут преодолеть любые препятствия. Иконописец создал уникальное художественное наследие, которое продолжает вдохновлять людей по всему миру.

Рекомендации для изучения творчества:

  • Посетите Музей Григория Николаевича Журавлёва в селе Утёвка
  • Изучите сохранившиеся фрески в Троицком храме
  • Ознакомьтесь с архивными документами о его жизни
  • Исследуйте влияние его творчества на современную иконопись

Советы для исследователей:

  • Обратите внимание на подписи на иконах — они являются ключом к атрибуции работ
  • Изучайте технику письма «зубами» как уникальное явление в истории искусства
  • Анализируйте духовное содержание работ мастера
  • Сравнивайте его стиль с работами современных ему провинциальных иконописцев

Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓

Когда и где родился Григорий Журавлёв?

Григорий Николаевич Журавлёв родился в 1858 году в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в крестьянской семье.

Какие физические ограничения были у иконописца?

Григорий Журавлёв родился с атрофированными руками и ногами, был безруким и безногим с рождения.

Как он создавал свои произведения?

Журавлёв создавал иконы, держа карандаш или кисть передними резцами или правыми коренными зубами.

Какое образование получил Григорий Журавлёв?

Он посещал земскую школу в детстве, затем занимался самообразованием и в 22 года закончил Самарскую мужскую гимназию.

Кто был его учителем живописи?

Журавлёв обучался у художника по фамилии Травкин в Самаре, который после пяти дней обучения дал ему положительную характеристику.

Какая была самая значительная работа мастера?

Самой значительной работой стала роспись Троицкого храма в родном селе Утёвка, которую он выполнял несколько лет.

Как он попал к императорской семье?

В 1884 году Журавлёв через губернатора передал икону цесаревичу Николаю, после чего был приглашён императором Александром III на аудиенцию.

Какую награду получил от царя?

Журавлёв получил пожизненную пенсию в размере 25 рублей золотом ежемесячно и коня-иноходца с зимним и летним выездом.

Сколько времени он провёл в Петербурге?

Иконописец провёл в столице три года, работая для царской семьи.

Как подписывал свои работы Григорий Журавлёв?

Он подписывал иконы, указывая своё имя, фамилию, сословие, место проживания и способ работы («писал зубами»).

Где сейчас можно увидеть его работы?

Работы Журавлёва можно увидеть в Музее его имени в Утёвке, в Троицком храме села, а также в различных музеях России.

Когда и где умер иконописец?

Григорий Николаевич Журавлёв скончался 15 февраля 1916 года в родном селе Утёвка.

Где была найдена его могила?

Могила иконописца была найдена специалистами ГБУК «Наследие» в результате археологических раскопок в 2022 году.

Какие иконы он написал для императорской семьи?

Журавлёв написал групповой портрет царской семьи и подарил императору икону святителя Николая Чудотворца.

Есть ли работы мастера за пределами России?

Да, в 1963 году в Сербии была обнаружена икона святых Кирилла и Мефодия работы Журавлёва.

Какую роль играла семья в его творчестве?

Брат Афанасий мастерил доски для икон и смешивал краски, бабушка подбирала кисти, сестра делала компрессы для лица после работы.

Что такое «Утёвская мадонна»?

«Утёвская мадонна» — необычная картина Журавлёва, изображающая крестьянку в белом платке с младенцем на руках.

Какое влияние оказал дед на формирование личности художника?

Дед Пётр Васильевич Трайкин воспитывал мальчика, не прятал его от мира, возил в школу и поддерживал его стремление к творчеству.

Сколько икон написал мастер для самарского губернатора?

Только по просьбе самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева Журавлёв написал более десяти икон.

Какие особенности техники письма были у иконописца?

Журавлёв писал короткими мазками, его складки одежд были излишне крупными и контрастными, что было связано с особенностями работы зубами.

История иконописца Григория Журавлёва остаётся одной из самых вдохновляющих в русском искусстве. Его пример показывает, что истинный талант и вера способны преодолеть любые препятствия, а духовная сила может воплотиться в великих произведениях искусства, которые продолжают трогать сердца людей спустя столетия 🙏✨

Просмотров: 654 👁️ | Реакций: 13 ❤️

Оставить комментарий